Ремонт жд путей
Железнодорожные пути, даже если за ними хорошо ухаживают, время от времени требуют ремонта. В некоторых случаях достаточно будет произвести ремонт или замену отдельных элементов. Более серьёзные дефекты предусматривают замену поврежденного участка.
Когда необходимо ремонтировать железную дорогу
Специфика и объемы ремонта ж/д конструкции, также как и используемые при этом материалы определяют на основании информации по особенностям эксплуатации и грузонапряженности. Железнодорожные линии на данный момент делятся на 5 классов и 5 групп (записываются цифрами). Дополнительно существует еще 7 категорий (обозначаются латинскими буквами).
При планировании ремонтных работ обращают внимание на:
– техническое состояние и конструкцию колеи;
– состояние призмы;
– сложность и степень повреждений;
– способы устранения обнаруженных проблем для восстановления полноценного функционирования полотна.
Варианты ремонта железнодорожного пути
Ремонтные работы подразделяются на несколько групп, а именно:
– в зависимости от масштаба и сложности выполняемых работ это может быть капитальный ремонт (с полной заменой рельсошпальной решетки), средний (проводится без снятия всего полотна) и подъемочный (относится к плановым и профилактическим мерам);
– по степени срочности это может быть предупредительный ремонт (с целью не допустить возникновение поломки), текущий (производится по заранее запланированному графику) и срочный (сразу же после обнаружения неполадки во избежание возникновения аварии);
– в зависимости от поставленной задачи может быть одиночная замена какого-то участка, корректировка ширины, выправка и подбивка, шлифовка рельсового покрытия, работа со стрелочным переводом.
Особенности наиболее сложных работ
Наиболее сложным и длительным является, конечно, капитальный ремонт. Это радикальная мера, предусматривающая полный демонтаж имеющейся отслужившей свое конструкции с последующей установкой новой. Еще один вариант использовать бывших в употреблении конструкций, при условии, что они более мощные и подходят для решения поставленных задач. При капитальном ремонте балластный слой чистится и производится замена призмы, демонтируется рельсошпальная решетка и ложится новая, ремонтируется стрелочный перевод, восстанавливается подушка до размеров, предусмотренных ГОСТом с выходом на проектные отметки, восстанавливают водоотводы и дренажные системы.
Средний ремонт производят чаще всего. Он в свою очередь имеет такие подвиды, как обычный (главное отличие отсутствие необходимости полного демонтажа полотна) и усиленный (повышается несущая способность грунта, площадки и призмы).
Подъемочные работы решают 3 основные задачи: уплотнение основания под шпалами, обеспечение сохранности полотна и минимизируют затраты на последующее обслуживание. Плановые работы производят с целью предотвращения просадки основания, повышения упругости подушки и выравнивания отступов. Основная цель таких работ – устранить проблему во избежание серьёзных аварий.
Каждый вид ремонтных работ имеет свои особенности. Тем не менее, избежать большинства проблем с железнодорожным покрытием проще всего за счет правильной эксплуатации. Главное правило – своевременное обнаружение и устранение выявленных проблем. Кроем этого, необходимо производить плановые работы в соответствии с заранее согласованным графиком. Во время осмотра соответствующими специалистами заполняются дефектные ведомости. Производят зачистку шпал и рельс в случае необходимости.